Сенсация
Почему Вуди Аллен снял свой сороковой фильм не про Гарри, и не про тайну убийства на Манхеттене, и не в Нью-Йорке, а в Лондоне, знает только он. В Новом Свете его прежние идеи приживались под аплодисменты, а теперь крылатые афоризмы и приоритет трепа прописались в Свете Старом вслед за автором, как прежде на туманном альбионе прописался Кубрик. Перемена обстановки и климата, надо полагать, благотворно влияет на творческую потенцию - приблизительно так же, как перемена музы.
Аллен добросовестно-добровольно выпускает по фильму в год, и давно понял, что и авторское кино способно развлекать без драматизации, была бы правильная позиция и нетрадиционное решение. У Аллена и то и другое выражается через его кисло-язвительную харизму, смех сквозь слезы, балагурство через душевную слякоть и страдание от несовершенства человеческой природы. А ровно сороковой, но уже европейский «Матч-Пойнт» со Скарлетт Йоханссон, и без актерства Вуди Аллена стал для критиков весьма неожиданным по нетипичности, словно его снимал кто угодно, но не Аллен.
Сорок первый фильм, «Сенсация» , с той же Йоханссон, в том же Лондоне, но уже с чудной и славной ролью для Вуди, является другой стороной той же медали: фирменные скетчи, гэги, словоохотливость прежних комедий с их фарсом и сарказмом будто бы нарочно «под Аллена», «как Аллен», «лучше Аллена» - по исключительности в смысле шоу.
Если в первом полотне английской дислокации, кроме шуток, фигурировала «достоевщина», касты и тайны афер «из грязи в князи», с Верди и без водевилей, то в полотне следующем Аллен вернулся на круги своя, к пародии и самопородии, отринув всяческое «как важно быть серьезным». Надобно иметь недюжинную смелость настолько долго и интеллигентно глумиться над пороками с учетом объединяющей силы юмора, и отсутствия оного у жизни. А перемешать реальность с иррациональным до градаций «театра абсурдума» - как нечего делать, не впервой.
«Сенсация» — это опять «Матч-Пойнт» , но версии лайт по тем же кастам, по камерности исполнения, по подходу к теме, по затратам, по декору и бутафории, по былому и думам. Вместо актрисы — журналистка, вместо новоиспеченного аристократа — сын лорда, вместо одного убийства — серия, вместо оперы — балет. Без ссылок и аналогий не обойтись.
Складывается невытравливаемое впечатление, что Аллен снимает некст-версию той же картины, перетасовывая карты, как его фокусник Чудини. Насчет того, что ему все можно — не вопрос. Замахнись кто-то другой на попытку подобной полемики и соревновательства в креативности с самим собой, журналисты вызвали бы санитаров после первого же пресс-показа. А Аллен, возможно, и дальше будет развивать полюбившуюся сюжетную линию про жертв и маньяков, но нам оно только в радость, лишь бы в «алленовском жанре».
Ко всему прочему, заигрывание режиссера с публикой через разоблачение собственных неврозов, «нарциссизма» и понятных по его возрасту фобий, привлекательней в свете остроумного лицедейства, когда легче умереть с улыбкой, но не от брюзжания, изжоги или левостороннего движения. Это не Чудини шел против течения — течение шло против него. Ведь ежели не Нола, зовущаяся нынче Сондрой, то кто-то другой должен отойти в мир иной, когда на повестке дня трагикомичный детектив? То, как Аллен жертвует собой под «танец маленьких лебедей» — не в финале по сюжету, а по настоящему, перейдя из амплуа «ходока» прямиком в «отцовство», заслуживает искреннего восхищения перед мужеством признания всех его далеко не юных лет.
«Сенсация» становится «сенсационной» по бенефисности для трех актерских персоналий: неожиданно очкастой Йоханссон, постаревшего очкастого Аллена, и нестареющего дэнди Хью Джекмана. Джекман — тот словно прописан в кинематографе стандартом «сливки общества», а потому любая халтура при нужном типаже сошла бы на «ура!» Здесь халтуру вообще за блеском разглядеть трудно: глаза горят, как у пионера, который «всегда готов», улыбка по привычке голливудская, фигура греческого Аполлона Бельведерского — кому-то из зрительниц еще нужна его игра?
Кому-то из зрителей сдалось актерское мастерство юной Скарлетт, даже если она и правда напоминает дочку Аллена всей комической повадкой и четырьмя глазами, и даже если она в купальнике, а не в кружевном белье? Что до Аллена — он-то себя не изменил ни капли, всегда и всюду один и тот же, как фальшивый юродивый, которому всякое опасное зубоскальство сойдет с рук в силу особенной фиглярской смелости.
Потому все совпало, как нельзя лучше: Аллен — действительно профессиональный фокусник, Йоханссон — действительно профессиональная приманка, Джекман действительно профессиональный джентельмен. И всем аудиторийным слоям в итоге замечательно: кто пойдет на сеанс ради алленовских монологов и суетливости, тот свое получит в полной мере; кто пойдет ради артистичной фактуры кого-то из двух других главгероев, тоже не разочаруется. Мизансцены Аллен-Йоханссон хороши настолько, что любая «школа злословия» и Оскар Уайльд отдыхают. Хотя в целом весь фильм, как будто пустячок. А приятно.
Вердикт: Можно посмотреть для расслабления.
Категория: Рецензии | Добавил: rules (02.02.2007)
| Автор: Екатерина Русанова
Просмотров: 707
| Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]